Классификация памятников древней Испании

Большой шаг вперед, чтобы археологически классифицировать памятники древней Испании, сделан был испанским ученым Бош-Гимпера, Пере. Он занимался археологией и этнографией Пиренейского полуострова.

памятники архитектуры испании

Краткий обзор культур доисторической Испании дан им в известном словаре Эберта. В отличие от Пари, испанский ученый в основу классификации кладет не искусствоведческий, а типологический принцип.

Памятники архитектуры Испании: классификация

Бош-Гимпера выделяет четыре отличных друг от друга типа культуры, к которым он и относит известные археологические памятники Испании  до периода бронзы:

  • центральная культура
  • западная, или португальская, культура
  • альмерийская, или юго-восточная, культура
  • пиренейская, или баскокаталонская, мегалитическая культура.

Для периода бронзы Бош-Гимпера намечает также соответствующие типы культур, среди которых четкостью и типичностью памятников выделяется так называемая аргарская культура (в Альмерийской провинции).

Подобная археологическая периодизация Испании и классификация памятников соответственно этой схеме, безусловно, вносит порядок в изучение вещественных достопримечательностей.

памятники испании

Однако, схема Бош-Гимпера статична. Она не показывает процесса смены периодов, не пронизана динамикой исторического развития. Эта схема не историческая, а археологическая и может иметь лишь вспомогательное значение в изучении истории материальной культуры Испании. Та же археологическая классификация сохранена в другой большой работе Бош-Гимпера.

Памятники древней Испании: хронологическая классификация

Несколько ближе к исторической трактовке в классификации археологических памятников Испании стоит другой испанский ученый Хосе Мелида. Он долгое время бывший директором Мадридского национального археологического музея.

Среди многих его работ самой интересной следует считать общую «Arquelo gia Espanola», представляющую достаточно полный свод испанских древностей. Достоинством книги является также то, что она весьма доступна.

В отличие от Пари, Мелида придерживается хронологического принципа в разделении всех археологических памятников. Он не разделяет памятники Испании в зависимости от того, относятся ли они к строительному искусству или к быту, к вещам древнеиспанского ритуала или к предметам вооружения, керамическим изделиям или украшениям.

Весь комплекс вещей определенной культуры и периода укладывается им в рамки одной исторической эпохи. Эпохи последовательно идут друг за другом и образуют в схеме Мелиды ступени культурно исторического развития народов Пиренейского полуострова.

Поделиться