Катастрофа нефтяного танкера Престиж

Во время шторма на Атлантике 13 ноября 2002 г нефтяной танкер Престиж, плавающий под багамским флагом, с грузом 77 тыс. тонн сырой российской нефти на борту попал в затруднительное положение у побережья Галисии.танкер престиж катастрофа

В результате шторма в корпусе судна образовалась большая трещина, и танкер Престиж начал давать утечку нефти в океан.

Власти Испании и соседней Португалии отказали на просьбы судна зайти в близлежащие к месту аварии порты, и оно продолжало оставаться в открытом море.

Танкер Престиж: меры по ликвидации катастрофы

Спустя 6 суток в результате бездействия судно 19 ноября развалилось пополам и затонуло на глубине 3700 м с большей частью своего груза.

125 тонн нефти ежедневно выливалось из останков корпуса, что имело катастрофические последствия для морской фауны и флоры, а также рыболовной и туристической индустрии Галисии.

Более 16 000 рыбаков и 6500 судов оставались на суше на протяжении месяцев после аварии, и 662 (437 в одной только Галисии) из 1064 испанских пляжей были затронуты этим потоком нефти, который дошел на восток вплоть до северо-западной части Франции.

Власти сосредоточили свои усилия на очистке судового пространства, и премьер-министр Аснар лично принял на себя ответственность за происходящее, но доверие общественности было подорвано ложными уверениями в масштабах катастрофы (включая заверения в том, что нефть непременно замерзнет при низких температурах на морском дне).

Местные галисийские газеты пестрели заголовками вроде «крушение доверия» или «прилив несогласия», и начались выступления общественности под лозунгом «Nunca Mais» (никогда больше).

Около 300 тысяч добровольцев со всей Европы и тысячи военнослужащих участвовали в очистных мероприятиях, примечательным образом продемонстрировав возможность эффективной ликвидации последствий случившегося.

Спустя всего 12 месяцев на большинстве пляжей едва ли можно было отыскать следы разлившейся нефти, но очистные операции продолжались (хотя и в меньших масштабах) и остатки нефти собирали на туристических пляжах специальные работники в защитной одежде.

Суд и последствия

Расследование по делу этой катастрофы длилось на протяжении следующих восьми лет и еще два года – подготовка к судебному процессу.

Однако, к суду не были привлечены ни владельцы танкера, ни фирма-оператор корабля, ни члены тогдашнего правительства Испании.

Ответчиками оказались капитан танкера, его старший помощник и инженер судна, а также бывший начальник испанского торгового порта Ла-Коруньи, который приказал кораблю покинуть порт.

Сумма требуемой компенсации со стороны испанских рыбаков составила около 2,2 млрд долларов.

13 ноября 2013 года суд признал экипаж танкера и правительство страны невиновными, сделав вывод, что причиной крушения судна стало его плохое техническое состояние.

И танкер Престиж стал причиной того, что в европейских водах была запрещена эксплуатация однокорпусных танкеров. Это было сделано с целью предотвращения подобных катастроф в будущем.